Мой город — Калуга
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников-2019

В апреле в городах России завершились заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по 24 предметам. Пройдя школьный, муниципальный и региональный туры, лучшие старшеклассники добрались до финала и выиграли его. О том, как им удалось добиться такого результата, «Учёба.ру» побеседовала с победителями олимпиады — 2019.
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
30 апреля 2019
Фото: Ая Данильян
Катя Архипова,
ученица 11-го класса школы № 2086,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по экономике

«Уже шесть лет наша школа сотрудничает с экономическим факультетом МГУ и профильные предметы у нас ведут преподаватели университета, например, главный тренер сборной Москвы по экономике Хохрякова Виктория Альбертовна. По результатам VIII Открытого Чемпионата школ по экономике 20 учеников нашей школы вошли в «Золотой запас экономистов России» и школа возглавила Золотую группу независимого рейтинга.

Я учусь на очно-заочном отделении школы, что дает мне возможность выстроить свою траекторию обучения: получать дополнительное образование и активно участвовать в олимпиадах. Благодаря учебе в Экономико-математической школе (ЭМШ) я стала дважды призером, а в этом году и победителем «Всеросса» по экономике. ЭМШ — это вечерняя школа при экономическом факультете МГУ, она абсолютно бесплатная и в прошлом году отпраздновала свой 50-летний юбилей. Каждый год ученики ЭМШ завоевывают около двух десятков призовых мест на «Всероссе», например, результат этого года: 6 победителей и 16 призёров по экономике.

В 8-м классе мои однокурсники по ЭМШ — более опытные олимпиадники — убедили меня попробовать свои силы на олимпиаде сразу за 9-й класс, чтобы попытаться пройти на региональный тур и получить опыт для следующего олимпиадного сезона. К всеобщему удивлению я прошла не только на региональный, но и на заключительный этап и стала самым младшим участником олимпиады. Участие в финале научило меня, что нужно решать быстрее, больше читать и, самое главное, научиться справляться с волнением. Всем заинтересованным в предмете я рекомендую изучить сайт «Экономика для школьников», где собраны тысячи олимпиадных задач, информация о десятках книг по экономике, научно-популярные видео и лекции по теории игр. Чтобы усилить свою подготовку, летом того же года я поехала в ЛЭШ — летнюю экономическую школу проекта «I Love Economics», где собираются как новички, так и опытные олимпиадники, уже покорившие «Всеросс». Лекции в ЛЭШ читают преподаватели НИУ ВШЭ. Школа проходит в августе и дает мощную мотивацию на новый олимпиадный сезон еще до начала учебного года.

Все мои усилия не пропали даром, и уже на следующий год я стала призером олимпиады. Конечно, я гордилась своим результатом, но подготовка к олимпиаде показала мне, как много вокруг интересного, того, чего я не знаю. Еще мне очень не хотелось покидать тусовку любознательных, увлеченных, умных ребят, а взрослые экономисты-исследователи и практики всегда подчеркивали необходимость знания английского языка, и я добавила в свой учебный план подготовку к «Всероссу» по английскому. В этом году я поставила для себя цель: стать победителем, поэтому сосредоточилась уже только на экономике. Я считаю, что мой результат закономерен и его может достичь буквально каждый, главное — это увлечься предметом и тогда ты будешь не просто учиться, а заниматься любимым делом. Тебя будут окружать ребята со схожими интересами, вы будете не страдать от недосыпа и огромного количества перечневых олимпиад, а с нетерпением ждать каждую, ведь это очередной повод для встреч и горячих обсуждений новых идей, которые нашли составители заданий.

Диплом «Всеросса» дает свободу: возможность выбрать любую из лучших вузовских программ, и сделать этот выбор не просто. В настоящее время я много размышляю, чем конкретно хочу заниматься в будущем, в каком направлении мне бы хотелось развиваться, и уже потом буду выбирать программу и соответственно вуз. А пока расслабляться некогда: на прошлой неделе состоялся Открытый Чемпионат школ по экономике, идет сессия и выпускные экзамены в ЭМШ, впереди ЕГЭ, отбор на IEO — Международную олимпиаду по экономике. Я бы очень хотела туда поехать и попробовать свои силы в новом качестве, сравнить свой уровень со сверстниками из других стран и найти новых друзей-любителей экономики.»

Анна Ашкинази,
ученица 11-го класса школы № 117,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по английскому языку

«В девятом классе я участвовала во всех этапах олимпиады, начиная со школьного. Пройдя через муниципальный, а потом региональный тур, я вышла в финал и стала победителем. Поэтому в 10- и 11-м классах я участвовала только в заключительном этапе, задания регионального просматривала дома после их публикации.

В 9-м классе к школьному и муниципальному этапам я не готовилась, а перед региональным просто посмотрела задания прошлых лет. Основательная подготовка началась, когда я узнала, что прошла на финал. Два раза в неделю я ходила на занятия в Центр педагогического мастерства, ездила на выездную школу и готовилась самостоятельно: решала задания из разных учебников, учила идиомы и страноведение, практиковала writing. В 10-11-м классе добавилась олимпиада по французскому, и времени на подготовку к английскому стало меньше, поэтому в 10-м классе я только ездила на выездную школу, а в 11-м не готовилась совсем.

На школьном и муниципальном этапах задания достаточно легкие. На региональном уровень значительно выше и сравним с заключительным. Иногда с точки зрения языка вопросы на нем даже сложнее, но в финале в заданиях часто есть какой-то подвох.

В этом году финал проходил в МГЛУ, так что ехать никуда не пришлось. Олимпиада по английскому проводится в два этапа: сначала письменный тур, а в другой день — устный. Письменный состоит из секций Listening&Reading, Use of English и Writing. Первая в этом году была достаточно стандартная, но было интересное небольшое задание на словообразование — такого обычно не бывает. В Use of English было задание на идиомы, кроссворд, который нужно было заполнить, заменив слова неформального стиля из предложенного текста, ещё одно словообразование и страноведение про путешественников и первооткрывателей. Последнее задание было очень странное, потому что некоторые моменты к англоязычным странам имели мало отношения, и оно в основном выполнялось на общем кругозоре. Задания Writing тоже порадовали: сначала нужно было написать отзыв на книгу, а потом давался очень короткий рассказ, который нужно было дополнить одним словом так, чтобы финальный текст соответствовал условиям задания. На устном туре нам предложили подготовить презентацию этнопарка по видеоролику.

В девятом классе после победы все, включая меня, были в шоке. Я была просто без ума от счастья. В этот раз все в основном отнеслись уже достаточно спокойно, некоторые просто восприняли как должное, но, конечно, поздравляли. Даже больше, чем общему результату, я обрадовалась максимальным баллам за Writing и Speaking: раньше я их никогда не получала.

Могу дать совет будущим олимпиадникам. Лучше иметь более-менее четкий план подготовки: когда его нет, глаза разбегаются, и в итоге теряется время. Чтобы знания укладывались в голове, обязательно нужно делать паузы: несколько интенсивных занятий, разделённых перерывами, обычно приносят больше эффекта, чем много часов уроков подряд. Очень не рекомендую пренебрегать сном ради подготовки, особенно в последние несколько дней перед олимпиадой: бессонные ночи за книгами помогают только хуже соображать и делать ошибки по невнимательности. За пару дней перед олимпиадой лучше избегать перегрузки мозга, отдохнуть и если готовиться, то очень «лайтово» (например, практиковать speaking). Когда я чувствую, что устаю, то прекращаю заниматься и иду на прогулку или беру день отдыха. Чтобы выиграть «Всеросс», нужно любить свой предмет, не бояться ставить себе амбициозные цели и идти к ним.»

Михаил Бохонко,
ученик 11-го класса лицея «Воробьевы горы»,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2019 по физике

«Призерство на олимпиаде в прошлом году дало мне автоматический выход в финал в этом, так что даже региональный этап был необязателен, но я в нем участвовал. Финал же проходил в два тура: теоретический и практический. На теоретическом туре мы решали задачки, а на практическом собирали установку и измеряли то, что от нас требуется. Теоретические задания все были легкие (хоть и решил я 3 из 5). Когда узнаешь решение, то понимаешь, что задачка решалась за 10 минут, но когда ты на туре — эта же задача выглядит совсем по-другому. На туре ты сначала пытаешься понять, как это вообще работает, представляешь, что будет при разных условиях, подбираешь методы решения, которые могут работать. Всё это не быстро, поэтому многие и не берут призовые места на олимпиаде. Я сильно волновался за час до окончания теоретического тура, так как понимал, что этот час определяет, стану ли я призером и какое место займу.

Практический тур был интересным. Нам дали вещество, которое используют для тушения пожаров в библиотеках и музеях из-за того, что оно быстро и бесследно испаряется. Мы определяли многие его параметры, и было интересно работать с чем-то новым, что реально применяется в жизни.

Для продуктивной подготовки достаточно понимать, куда ты тратишь свое время. Каждый день у каждого из нас есть около 16 часов. Это очень много, но каждый использует время по-разному. Например, я долго езжу в школу, дорога занимает около двух часов в каждую сторону. Чтобы это время не пропадало впустую, я поставил себе условие, что в поездке я делаю все домашние задания, которые у меня есть (или решаю олимпиады прошлых лет, если скоро финал). Таким образом, у меня каждый день около четырех часов на подготовку. Это много, я могу за день изучить новую тему и решить задачи по ней. Более того, я прихожу домой и откладываю портфель, иду смотреть фильм или сериал. Гулять или вообще что угодно. Важно хорошо отдыхать в конце дня.

Перед финалом я придерживаюсь определенного «расписания». За месяц до финала я спрашиваю у учителей те темы, в которых у меня есть пробелы. Прошу их рассказать что-то, ищу конспекты в интернете. Ведь невозможно решить задачу, не зная теории. За две недели до финала я решаю задачи прошлых лет. Важно прорешать все и особенно остановиться на тех, которые не получилось решить. За пару дней до отъезда на финал складывается понимание, что практически любую возможную задачу я знаю, как решать. Всё, с этого момента надо перестать учить физику. Я знаю всё, что нужно, и самое время отдохнуть, погулять. Развеяться перед туром. Это тоже очень важно.

В ближайшее время я планирую сдать ЕГЭ. Пройду курс машинного обучения от МФТИ. Это перспективно и интересно, как мне кажется. Сделаю робота для езды по чёрной полоске. Такие роботы просты, и их делают все, кому не лень, но я хочу побить мировой рекорд по времени прохождении трассы таким роботом. Возможно это слишком амбициозно, но у меня появилось несколько новаторских решений, которые сейчас не применяются, и, возможно, дадут мне преимущество. Также в планах поездка в Питер, ведь я там не был никогда, хочу посмотреть.»

Михаил Казаков,
ученик 11-го класса школы № 1589,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по экономике

«В прошлом году я стал призером "Всеросса", поэтому в этом году у меня был прямой проход в финал. К нему я готовился, в основном, прорешивая различные задачи, в том числе с олимпиад прошлых лет. Также читал книги по экономике. Заключительный этап проходил в два тура: первый тур, на следующий день второй тур и просмотр работ первого, потом просмотр работ второго и, наконец, апелляция. Задания были как на знание математики, так и на умение качественно логически мыслить. Волновался достаточно сильно, но на самих турах был предельно спокоен, иначе не вышло бы хорошо написать.

Когда узнал, что выиграл в финале, конечно же был рад, но судя по баллам и результатам других сильных участников, моя победа была почти на 100% известна еще до награждения. Это не первая моя победа в финале "Всеросса", но от этого она не стала менее радостной.

Чтобы выиграть на олимпиаде, гением быть, конечно, не обязательно. Достаточно иметь долю таланта к предмету и не лениться им заниматься. У всех количество часов, необходимое для победы, разное. Кто-то даже упорно занимаясь несколько лет каждый день, выиграть не сможет, а кому-то хватает месяца-двух. Тут конечно есть момент удачи и природных данных. Во время подготовки важен отдых. Если излишне устал или не хочешь заниматься, потому что надоело, стоит сделать перерыв. За неделю до олимпиады стоит отвлечься: погулять с друзьями, поиграть в комп, сходить в кино. В общем, делать то, что расслабляет. Это помогает морально настроиться, не волноваться и собраться с мыслями.

Что касается дальнейшей учебы, я выбрал совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ, так как считаю эту программу лучшей по экономике в России. Мои планы на ближайшее время — попытаться пройти на международную олимпиаду по экономике, провести побольше времени с семьей и друзьями перед вузом и позаниматься английским, так как это очень пригодится в дальнейшем.»

Ая Данильян,
ученица 11-го класса Предуниверситария МГЛУ,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по истории

«Я учусь в Предуниверситарии МГЛУ (бывший лицей № 1555), где основной профиль — это иностранные языки. Но моя замечательная учительница по истории увлекла меня своим предметом и подключила к олимпиадному движению. Подготовка к олимпиаде по истории — это не только бесконечные даты. На турах предлагается несколько видов заданий, в том числе тест, проект, эссе, устный проект, и все они требуют умения мыслить и анализировать. Конечно, необходимо иметь базу, знать важные события, но также важно читать исторические тексты, тренировать умение их понимать и проводить анализ. Заключительный этап — это всегда крайне интенсивное мероприятие. Он проходит в течение шести дней. Задания в этом году были очень интересными, нам дали много возможностей для творчества.

Во время подготовки к олимпиаде, прежде всего, нужно осознать, что невозможно и не надо знать все на свете даты, они в 70% случаев вам не понадобятся. Нужно любить то, что ты делаешь, тогда это будет в радость. Важно, как я уже отмечала, уметь анализировать, развивать это качество. Говоря о продуктивности, я бы посоветовала разделить работу, каждый день заниматься по чуть-чуть, уж точно весь год не стоит учиться по 14 часов, иначе быстро перегоришь. Отдыхать тоже надо. Иногда стоит прогуляться, провести время с семьей/друзьями. Мозг на какое-то время должен отключаться. И очень важно соблюдать режим и банально высыпаться, поскольку олимпиада — это очень нервное и энергозатратное мероприятие. Войти в форму можно плановым повторением, распределением времени, тайм-менеджмент — в помощь всем олимпиадникам.

Я поступаю в Институт стран Азии и Африки МГУ на арабский язык с профилем "экономика", так как считаю это направление перспективным и люблю учить языки, к тому же в дальнейшем хочу заниматься Ближним Востоком.»

Перечень олимпиад школьников на 2018/2019 учебный год, олимпиады и их уровни, сроки проведения и вузы организаторы, льготы для победителей — в разделе «Олимпиады» «Учёба.ру».
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
30 апреля 2019
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты